Статьи / 7 способов разговаривать с ребенком так, чтобы он понимал с первого раза

Приём ТОЛЬКО по БРОНИ

Арендовать костюм ▼
WhatApp +7
РаспечататьРаспечатать
Главная » Статьи » 7 способов разговаривать с ребенком так, чтобы он понимал с первого раза

7 способов разговаривать с ребенком так, чтобы он понимал с первого раза

Опубликовано: 04 февраля 2016г.

Иногда на одну и ту же просьбу дети реагируют совершенно по-разному. Существует несколько причин, почему дети не понимают взрослых и семь способов разговаривать так, чтобы они слушали нас.

Прочтите рекомендации из книги детских психологов, мамы и дочери Заряны и Нины Некрасовых «Без опасности: от рождения до школы».

Где кроется непонимание

Дети думают, что они бессмертны и никто не верит, что именно с ним может случиться несчастье. Отсюда — налет легкомысленности, который так часто режет слух в разговоре с подростками. Дети вообще мыслят по-другому, чем взрослые. Эта «инаковость» часто действительно не дает им понять нас. Часто дети видят в наших словах то, что мы не имели в виду. Бывает, ребенок тратит на уборку несколько часов, переставляя вещи в другом порядке. Для вас это безобразие, для ребенка же — все отлично, потому что неправильно прятать нужные и красивые вещи далеко.

Аналогичный эффект случается, когда мы просим или предупреждаем о чем-то, или в чем-то стараемся убедить детей. Детское мышление практично и конкретно. До высоченных абстрактных истин оно дорастает к старшим классам. Потому общие рассуждения, чаще всего, их не затрагивают. А назидания и нотации вызывают зевоту.

Кстати, о поддакивании. Родители из-за этого сердятся: кивает ребенок головой, соглашается, вроде бы все понял, а потом обнаруживается, что ничего не понял. Обижаться не нужно. Думается, что умные дети делают это из добрых побуждений — не хочется огорчать родителей. Что делать? Разговаривайте с детьми на их языке, и они отлично поймут, от чего вы хотите их уберечь.

Объясняйте образно и наглядно

Чтобы ребенок хорошенько запомнил что-либо, ему недостаточно услышать. Ребенок должен увидеть, ощутить, воспринять эмоционально и через органы чувств.

Если вы хотите, чтобы ребенок вас по-настоящему понял — создайте образ и задействуйте его органы чувств. Образ полезнее, чем слова, не только для малышей, но и для подростков. Он прямиком идет в подсознание, а что там очутилось — там и останется.

Играйте

Игра — отличная возможность донести до ребенка нужную информацию. Причем так, чтобы она прочно осталась в памяти и в нужный момент «всплыла». Пока дитя маленькое, каждый «урок безопасности» нужно проводить так — в игровой форме, неназойливо. Впрочем, даже дети старшего возраста усваивают ценные понятия лучше, если объяснять ненавязчиво и «играючи». Почему? Для детей играть это столь же естественно, как дышать и ходить. Когда играете, любые рекомендации воспринимаются без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы партнеры, друзья и соучастники, вы на равных.

Рассказывайте сказки

Одна из лучших возможностей что-то донести ребенку — рассказывать сказки, где в аналогичные ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, возможно, несознательно соотносит с собой.

Учеба между делом

Вспомните нелюбимый предмет перед экзаменом и то, как благополучно и быстро вы его забыли, сразу после сдачи. То, что из-под палки и надоело — усваивается с трудом. Виновен внутренний протест.

Уроки безопасности лучше всего проводить:

  • вызывая желание узнать и любопытство;
  • проявляя ненавязчивость;
  • интересно — чем интереснее будут уроки, тем больше шансов, что ребенок их хорошо усвоит.

Главный принцип эффективного обучения — учить так, чтобы ребенку было интересно учиться.

Посадить ребенка напротив и прочитать ему нотацию вы сможете, но вряд ли сможете заставить его слушать целый час. Если вы начали говорить и видите, что ребенок поднял глаза к потолку, подпер рукой голову, шевелит губами, дергает ногой — можете не сомневаться, он уже не слушает.

Лекции стоит читать, если вы:

  • чувствуете огромный интерес со стороны ребенка;
  • хороший оратор и умеете убеждать.

Лекция даже взрослыми усваивается и запоминается процентов на пять. Поэтому лучше говорить образно, четко и кратко.

Покажите, как нужно делать правильно

Если вы хотите дать ребенку развиваться и расти, придется научиться противостоять общественному мнению, старым привычкам, трафаретам, отжившим правилам, мнению прохожих.

Легче согласиться с выкриками из подворотни, но лучше — думать своей головой. Но думать нужно о последствиях. К слову, ребенку тоже не помешает учиться сначала думать и затем делать (скакать, бегать, прыгать, лазить...).

Опасное «нет»

Многие родители уже знают, как опасно слово «нельзя». С «не...» и «нет» дело обстоит даже лучше. Наше подсознание не готово его воспринимать. Психика воспринимает любой запрет в штыки. Чтобы послушаться и прислушаться приходиться сделать усилия, переступить через свое «не хочу — не буду».

Вспомните, как сами злились на запреты в семейной или рабочей жизни. Детям сделать подобное усилие еще сложнее (они очень любят свободу). Вот и получается, что дети никак не реагируют на запреты.

На риторические вопросы реакция психики аналогичная. Даже вас они скорее раздражают, ведь на них нужен ответ. Особенно сердятся подростки, когда вы говорите что-то вроде: «До каких пор, я тебя русским языком спрашиваю!».

Что из этого следует?

  1. Постарайтесь строить фразы так, чтобы избегать «нет», «не» и «нельзя».
  2. Сторонитесь риторических вопросов (особенно, когда пребываете в плохом настроении).
  3. Будьте осторожно-тактичны с легкими ироничными намеками. Частенько это выглядит как вариант изощренного подкалывания и тоже злит, особенно не уверенных в себе подростков.
  4. Если вы все-таки говорите нет, то подсластите пилюлю.

Ваше общение с ребенком должно быть конкретным и положительным, добрым, но без иронии.

Повторяйте разными способами

Любая новая информация отправляется в кратковременную память. Там она хранится приблизительно три дня, а затем стирается, или переходит в долговременную память.

Информация сохраняется надолго, если:

  • информация эмоциональная, яркая;
  • когда человек повторяет ее, он к ней возвращается. Этим он словно говорит мозгу: мне это важно, мне это пригодится.

В идеале должно быть так: освоил новую информацию, затем — повторить через несколько дней, потом через неделю и еще через месяц. Повторять нужно различными способами.

Последовательно, постепенно углубляя и возвращаясь к пройденному, стоит говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила остаются неизменны. Они только расширяются и дополняются, появляются новые повороты и подпункты, но суть остается прежней.